Если Вы оказались в центре города и спешите перейти на другую сторону, Олтрарно, или наоборот, то переходя реку обязательно обратите внимание на флорентийские мосты! И здесь своего внимания заслуживает не только всеобщий любимчик Золотой мост (Ponte Vecchio), который уже знаком и узнаваемый каждым туристом.
Мост алла Каррайя (ponte alla Carraia) или в простонародье «Горбатый» мост».
мост алла Каррайя (ponte alla Carraia)
Был построен вторым после Золотого моста аж в 1220. Его функция заключалась в том, чтобы обеспечить транзит тяжелых товарных повозок и именно из-за этой функции мост становится Carra от carro повозка, а затем мутирует в Carraia.
«Новый» как тогда его звали, изначально был деревянный и, скорее всего, поэтому уже в 1269 году он не выдержал наводнения Арно и был перестроен.
Но это еще не все, в 1304 мост опять обрушивается, но в этот раз из-за веса скопившейся толпы — в этот день люди собрались полюбоваться спектаклем на реке (ох уж эти средневековые строители!). Но без худа нет добра и учтя прошлые ошибки мост делают из камня.
Хотелось бы здесь остановится, но вся проблема в беспокойной реке Арно. Уже в 1333 случается другое наводнение, от которого страдает не только этот мост. Флорентийцы опять берутся за работу, перестраивают без боязни и уже этот мост служит городу до 1557 (очередное крупное наводнение).
Существует мнение, что проектом в этот раз занимался сам Джотто, в 1334 он был занят восстановлением города после наводнения, а также своим знаменитым проектом — постройкой колокольни кафедрального собора.
Вернемся к мосту и к 1559 году, когда уже по приказу Козимо I де Медичи к работе по восстановлению приступает придворный архитектор Амманнати (он также сделал фонтан Нептуна, что стоит напротив старого дворца palazzo Vecchio). С того момента мост прослужил флорентийцам не одно столетие.
К сожалению, во время второй мировой войны мост был подорван как и другие (сохранен был только Золотой мост). Реконструкция была начата в 1948 и уже в 1951 проведена инаугурация с неизбежной критикой флорентийцев, которые с тех пор прозвали мост «горбатым».
Постройкой третьего по счету моста алле-Грацие (ponte alle Grazie) в 1237 году флорентийцы должны городской главе Рубаконте и именно его имя изначально носил этот мост.
мост алле-Грацие (ponte alle Grazie)
Цель его постройки — объединить городские ворота Буой (via dei Tintori, в то время там рядом был рынка скота) и товарные склады района Сан Никколо.
С 1292 года мост характеризовался наличием маленьких зданий на опорах, двое из которых, как известно, были женскими монастырями и затем две часовни. В одной из этих часовен, посвящённой Мадонне дель Соккорсо (Madonna del Soccorso) или как ее еще называли Санта Мария делле Грацие (S. Maria delle Grazie) из-за хранящейся там иконы с чудотворным образом. Благодаря этому образу мост и получил свое название. В 1876 году здания были снесены из-за расширения проезжей части и конструкции трамвайных путей. А как же икона спросите Вы? О ней, конечно же, позаботились и перенесли в часовню, специально построенную для нее. Эту часовню сегодня можно найти около домов семьи Алберти.
Элегантный мост Санта Тринита (Santa Trinita) построен в 1252 по воле синьора Ламберто Фрескобалди (да, именна эта династия знаменита своими винами).
Цель — объединить Via Maggio и Via de' Tornabuoni, т. е. два престижных района того времени.
Мост находится между Каррайя и Золотым мостом и изначально принципиально был избавлен от транзита тяжелых товарных повозок. Из-за наводнений 1259 г., 1333 г. был реконструирован. В 1557 году после того как мост был в очередной раз разрушен наводнением, Козимо I де Медичи поручил новую реконструкцию Бартоломео Амманнати, который, возможно воспользовался консультацией самого Микеланджело Буонарроти. И это не удивительно, ведь мост должен был стать элегантной связью между Ольтранно и центром города для герцогских карет.
Более того, в 1608 году к свадьбе Козимо II де Медичи с Марией Маддаленной д’Австрия мост был украшен 4 статуями времен года. Если будете рядом, то полюбуйтесь мимике зимы или разглядите атрибуты весны, лета и осени!
В 1317 году было начато строительство пятого моста святого Николая (ponte San Niccolò) в честь Роберто д’Анджо, неаполитанского короля чья семья и он не раз выручали флорентийцев. И все бы хорошо, но наводнение 1333 года рушит все планы и строительство пришлось отложить на многие века…
И только в 1835 эрцгерцог Леопольд II дал согласие на постройку моста из железа в честь святого Фердинандо.
Мост менял свой облик в 1844 году из-за наводнения и в 1890 из-за расширения проезжей части и конструкции трамвайный путей. Сейчас он выглядит так:
Изменения коснулись и моста Победы (ponte della Vittoria), когда прекрасную Фьоренцу ждала роль столицы Италии (1865–71).
Мост построенный в 1835 году по приказу эрцгерцога Леопольда II изначально был из железа и его вид сильно отличался от того как мы его видим сегодня.
Думая о следующих двух мостах, волей не волей вспоминается остроумная фраза папы Бонифачо VIII «Fiorentini sono quinto elemento dell’universo», что в переводе означает «Флорентийцы — пятый элемент вселенной», без низ никуда! И если вы об этом почему-то забыли, то мост Америго Веспуччи и Верраццано так скромно и ненавязчиво напомнят Вам о итальянском вкладе в открытии Америки!
А если серьезно, то мост Америго Веспуччи (1952), Верраццано (1980) и мост алл Индиано (1968) являются образцами уже современной архитектуры.